Развитие городского пассажирского транспорта в городе Ярославле

Транспорт

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городской администрации относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

Одной из важнейших задач мэрии в развитии города Ярославля является создание надежно работающей, безопасной, экономичной и экологичной системы городского пассажирского транспорта, ориентированной на интересы каждого участника этой системы. В настоящее время городской транспорт является одной из общественно значимых отраслей городского хозяйства, имеющей особую социальную значимость. Функционирование системы городского пассажирского транспорта направлено на удовлетворение спроса населения в перевозках общественным транспортом.

I. Цели

Основными целями развития городского пассажирского транспорта в 2020-2025 гг. в г. Ярославле являются:

  1. обеспечение комфорта, доступности и безопасности городского общественного транспорта для потребителей транспортных услуг;
  2. приоритет в развитии общественного транспорта по регулируемым тарифам с использованием подвижного состава большой вместимости;
  3. снижение уровня убыточности общественного городского транспорта;
  4. организация маршрутной сети в соответствии с актуальными социально-экономическими параметрами развития города.

II. Основные тенденции развития городского пассажирского транспорта

  1. За последние 5 лет доля муниципального транспорта, общественного транспорта «социального сектора» сокращается катастрофическими темпами. При этом значительно возросло количество «маршрутных такси» среднего и малого класса. Муниципальный транспорт стал менее востребован из-за больших интервалов движения и состояния подвижного состава.
  2. На многих маршрутах подвижной состав не соответствует потребностям жителей города в перевозках в части вместимости, комфорта, технического состояния. Новые микрорайоны недостаточно обеспечены общественным транспортом.
  3. Предприятия городского пассажирского транспорта со 100% участием города (АО «ПАТП-1 г. Ярославля, АО «ЯрГЭТ»), а также организации и предприниматели, которые работают по регулируемому тарифу, находятся в тяжелом экономическом состоянии в связи с низкой рентабельностью перевозок и недостатком бюджетного финансирования.
  4. Инфраструктура городского пассажирского транспорта, в частности электротранспорта, была построена еще в советское время и нуждается в капитальном ремонте и модернизации. Состояние дорожно-транспортной инфраструктуры (отсутствие комфортных остановок, элементов приоритета движения городского пассажирского транспорта) снижает привлекательность общественного транспорта для пассажиров.
  5. Движение общественного транспорта в центральной части города затруднено в связи с отсутствием организованного парковочного пространства.

III. Проблемы

  1. Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта в настоящий момент неоптимальна. Остаются проблемы, связанные с упорядочиванием работы маршрутов по регулируемым тарифам и маршрутов по нерегулируемым тарифам, которые в большинстве случаев дублируют друг друга и вступают в конкуренцию между собой.
  2. Существующая маршрутная сеть не отвечает тенденциям развития города. В настоящее время не в полной мере реализована привязка к актуальным пассажирообразующим пунктам.
  3. Работа на маршрутах по регулируемым тарифам убыточна и не в полной мере компенсируется из бюджета.
  4. В настоящий момент остро стоит вопрос обновления парка подвижного состава автобусов, трамваев и троллейбусов, выполняющих перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Удельный вес транспортных средств со сверхнормативным сроком амортизации составляет: автобусов — 75,5%, троллейбусов АО «ЯрГЭТ» — 85,7%, трамваев АО «ЯрГЭТ» — 67,2%.
  5. Перевозчики испытывают значительный кадровый дефицит, связанный с отставанием уровня заработной платы персонала от средней заработной платы по городу Ярославлю. Низкий уровень оплаты труда, а также недостаток квалифицированного персонала на рынке труда, приводит к невозможности укомплектования штата, в том числе водителями и кондукторами.
  6. Существующая ситуация приводит к убыточности «социальных» маршрутов, росту кредиторской задолженности предприятий и необходимости значительных бюджетных вливаний (субсидия по муниципальной программе в 2019 году составляет 555 млн рублей).

IV. Возможные пути решения проблем и господдержки

4.1. Оптимизация маршрутной сети

Основной целью оптимизации маршрутной сети на территории города Ярославля является повышение доступности и качества предоставляемых услуг общественного пассажирского транспорта.

Приоритетные задачи, которые обозначены мэрией города Ярославля при формировании новой маршрутной сети:

  • эффективное распределение подвижного состава и оптимальная нагрузка на улично-дорожную сеть;
  • сокращение объема субсидии из городского бюджета и улучшение экономического состояния организаций городского пассажирского транспорта;
  • улучшение качества и безопасности перевозок;
  • исключение дублирующих маршрутов.

Проект маршрутной сети пассажирского транспорта должен быть определен по результатам комплексного обследования существующих параметров перевозок, анализа дорожно-транспортной инфраструктуры и потребностей жителей города.

4.2. Развитие транспортно-ориентированной инфраструктуры.

Основные направления развития транспортно-ориентированной инфраструктуры таковы:

  • Создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
  • Выделенные полосы движения общественного транспорта.
  • Строительство транспортных развязок (Карабулинская развязка).
  • Организация новых остановочных пунктов.
  • Развитие газозаправочной инфраструктуры.
  • Создание парковочного пространства.

Для качественного, динамичного и устойчивого развития города в целом необходимо транспортно-ориентированное развитие города, при котором основной целью является обеспечение максимально легкой доступности к общественному транспорту и создание комфортных условия для пассажиров, а также горожан, которые не являются потребителями транспортной системы в данный момент.

1. Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) — важнейший структурный элемент транспортно-ориентированной инфраструктуры.

ТПУ предназначены для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.

ТПУ могут включать в себя:

  • здание или комплекс зданий, в которых может располагаться коммерческая недвижимость;
  • транспортное сообщение со всей необходимой инфраструктурой, такой как депо и отстойно-разворотные полосы.
  • перехватывающий паркинг.

Создание в Ярославле ТПУ позволит:

  • Модернизировать транспортную инфраструктуру.
  • Разгрузить магистрали от пригородного общественного транспорта.
  • Сформировать комплекс наземного городского транспорта.
  • Обеспечить доступность всех видов транспорта.
  • Повысить мобильность населения и снизить время в пути.

Ключевые моменты реализации концепции «ТПУ» следующие:

  • Создание ТПУ в границах города, на основных межмуниципальных направлениях.
  • Создание плоскостных парковочных пространств.
  • Единое транспортное сообщение северного и южного районов города.

ТПУ города географически должны располагаться:

  • На Севере, с направлением маршрута на Тутаев, Рыбинск и т.д.
  • На Юге, с направлением движения на Ростов, Переславль и т.д.
  • На Северо-Востоке, с направлением на Любим, Данилов.

2. Организации новых остановочных пунктов и разворотных колец

В связи с развитием территории города Ярославля и появлением новых социально значимых объектов назревает необходимость организации новых остановочных пунктов в местах, востребованных пассажирами.

Был проведен анализ востребованности и подготовлены предложения по организации новых остановочных пунктов на территории города Ярославля.

Всего предлагается организовать 34 дополнительных остановочных пунктов в различных районах города.

3. Развитие газозаправочной инфраструктуры

В настоящий момент на территории города Ярославля функционируют 2 АГНКС (метан):

  • ул. Промышленная, д. 41 («Газпромнефть»).
  • Юго-западная окружная дорога, д. 8 («ЯТК»).

Совместно с Департаментом транспорта Ярославской области прорабатываются вопросы строительства и введения в эксплуатацию АГНКС (метан) начиная с 2020 года. Уже получены лимиты на строительство 4 АГНКС: ул. Пожарского («ЯТК»), ул. Волгоградская («Роснефть»), Чурилково («Татнефть»), Проспект Октября («Татнефть»).

Приоритетной задачей является организация работы АГНКС в Заволжском районе города Ярославля, на территории которого полностью отсутствует заправочная инфраструктура.

Развитие газозаправочной инфраструктуры позволит приобретать подвижной состав с использованием федеральной субсидии, значительно сократить затраты на потребление топлива. Также, рассматриваются варианты использования автономных газозаправочных станций.

Развитие парковочного пространства

Необходимость введения платного парковочного пространства объясняется совокупностью факторов:

  • Центральная часть города Ярославля – зона сложившейся исторической застройки. Физическое количество парковочных мест, которое может быть размещено на центральных улицах города (на обочинах, в специально созданных парковочных карманах) ограничено незначительной протяженностью улично-дорожной сети.
  • Избыточный автомобильный трафик, превышающий парковочную емкость центральной части города.
  • Центральная часть города Ярославля является зоной с очевидным дефицитом парковочных мест.
  • В центре города сосредоточено значительное число туристических, торговых, офисных, административных и культурных объектов. Значительная часть посетителей данных объектов пользуется личными автомобилями, в связи с чем неизбежно встает вопрос о парковочных местах для них.
  • Недостаток парковочных мест вынуждает автомобилистов нарушать правила парковки (парковаться вторым рядом, оставлять автомобили в неположенных местах, например, на пешеходных переходах, занимать парковочные места, предназначенные для отдельных льготных категорий граждан).
  • Неправильная парковка существенно затрудняет трафик, повышает риск дорожно-транспортных происшествий, затрудняет проезд общественного транспорта.
  • Хаотичная парковка в исторической части города существенно ухудшает «визуальную» картину восприятия достопримечательностей города как туристических объектов.

Общемировая и российская практика показывают, что приведенные выше транспортные проблемы, вызванные дефицитом парковочного пространства, могут быть эффективно решены при введении мер регулирования дорожного трафика — платного въезда в центральную часть города, введения специального регламента въезда в центральную часть города (в частности, по четным/нечетным номерам транспортных средств), а также путем взимания платы за парковку.

Платная парковка является наиболее эффективным методом регулирования трафика при недостаточном количестве парковочных мест.

Капитальные затраты на ее введение несоизмеримо меньше иных видов регулирования трафика, эффект от их введения (как показывает опыт других российских городов) – значительный.

Основной целью введения платных парковок является регулирование транспортных потоков и улучшение дорожной ситуации в городе.

Введение платных парковок будет способствовать:

  • Развитию городского общественного транспорта. После введения платы за парковки в центре города Ярославля значительное число жителей города начнет пользоваться общественным транспортом для передвижения по центру города. Увеличение пассажиропотока приведет к росту выручки перевозчиков, что будет являться стимулом для развития общественного транспорта и улучшения его качества.
  • Росту доходов бюджета города от платы за парковку и штрафов за их неуплату.

Решение о введении платных парковок в центральной части города является необходимым этапом дальнейшего комплексного транспортного развития города. В случае положительного опыта работы платных парковок в центре города распространение зоны платных парковок возможно и на иные части города, но только там, где имеется объективный дефицит парковочного пространства. Данный подход мэрии объясняется тем, что парковки рассматриваются городом, в первую очередь, не как инструмент пополнения доходов города, а как средство регулирования транспортных потоков.

Ориентировочное количество платных парковочных мест составит 2 500 (включая места на платных парковках на Богоявленской и Красной площадях).

Город Ярославль рассматривает три финансовые модели введения и функционирования платного парковочного пространства:

  • за счет собственных средств;
  • за счет средств концессионера;
  • по модели т.н. «сервисного» контракта.

4.3. Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда.

Автоматизированная система оплаты проезда (АСУОП) позволит обеспечить оплату проезда на всех видах пассажирского транспорта, включая автобусы (социальные и коммерческие автобусы), электротранспорт, пригородные поезда, внутренний водный транспорт. Одна из задач системы - обеспечить возможность применения повременных и зональных тарифов. Кроме того, единая система учета и оплаты проезда позволит обеспечить переход к дистанционному пополнению и продажам тарифных планов без необходимости использования специальных касс, киосков, терминалов, использовать различные типы носителей для оплаты, в т.ч. мобильные устройства и банковские карты. В перспективе можно будет рассматривать поэтапный переход на безкондукторную систему.

Важной функциональной возможностью системы будет мониторинг пассажиропотоков и загруженности транспортных средств, отслеживание доходов от перевозок пассажиров. Доходы от перевозок будут максимально прозрачными, что позволит увеличить поступление налогов в городской бюджет, а также впоследствии рассматривать варианты перехода на новую модель перевозок.

С 3 октября 2019 г. стартовал пилотный проект по введению системы безналичного расчета на нескольких городских и межмуниципальных автобусных маршрутах. Целью проекта является запуск автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), которая будет принимать к оплате бесконтактные банковские карты платежных систем «MasterCard», «Visa» и «Мир» любых банков.

Новые валидаторы - специальные терминалы у кондуктора для безналичной оплаты уже используются на 10 городских маршрутах.

Предполагается, что пилотный проект будет действовать до конца 2019 года. При положительных результатах тестирования проект будет полномасштабно реализован в 2020 году.

4.4. Модернизация городского пассажирского транспорта.

Восстановление парка подвижного состава города Ярославля и приведение его к оптимальной структуре напрямую влияет на качество транспортного обслуживания населения Ярославской области.

В настоящий момент остро стоит вопрос обновления парка подвижного состава автобусов, трамваев и троллейбусов, выполняющих перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Удельный вес транспортных средств со сверхнормативным сроком амортизации более 70%.

Текущее состояние парка подвижного состава резко снижает надежность работы и эффективность его использования на городских маршрутах, снижает уровень безопасности перевозки пассажиров, требует дополнительных финансовых затрат на техническое обслуживание и ремонт.

Несмотря на принимаемые мэрией города Ярославля меры по обновлению и восстановлению подвижного состава, данный вопрос для города остаётся острым и актуальным в настоящее время.

В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по обновлению подвижного состава городского пассажирского транспорта. Совместно с Департаментом транспорта Ярославской области направлена заявка в Минтранс с целью участия в программе по обновлению подвижного состава наземного пассажирского транспорта общего пользования в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

4.5. Развитие альтернативных видов транспортного сообщения (городская электричка).

Совместно с АО «Северная пригородная пассажирская компания» («СППК») рассматривается проект внедрения принципиально нового вида городского транспорта – железнодорожного. АО «СППК» в сотрудничестве с ОАО «РЖД» разработало концепцию создания комплексного инвестиционного проекта «Наземное метро» в городе Ярославле.

Главной идеей проекта "Наземное метро" в городе Ярославле является создание полноценной сети городского железнодорожного транспорта.

Основные составляющие проекта:

  • Внутригородской тариф, адаптированный для пригородных перевозок.
  • Организация транспортных узлов на ст. Приволжье и ст. Филино.
  • «Электричка болельщиков».

1. Городской тариф.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров и выравнивания конкурентных преимуществ пригородного железнодорожного транспорта с автоперевозчиками, предлагается ввод комбинированного тарифа, адаптированного для внутригородских перевозок на территории Ярославской области. Концепция комбинированного тарифа, адаптированного для внутригородских перевозок, базируется на семи принципах:

  • Все станции и платформы находящиеся в черте г. Ярославля, выделены в отдельную группу «Город». В неё войдут станции Ярославль-Главный, Ярославль, Которосль, Депо, Молот, Приволжье, Филино, Полянки, пл. 274 км, Дунайка и Липовая Гора. Все остальные станции и платформы Ярославской области составят вторую группу «Область».
  • на территории Ярославской области вводится понятие минимальной стоимости поездки (МСП), равной 28,0 руб.
  • В рамках группы «Город» МСП применяется ко всем поездкам вне зависимости от начальной и конечной станции (аналог городского тарифа).
  • В рамках группы «Область» МСП применяется к поездкам на короткие расстояния до 7 км включительно. Конечная стоимость поездки на расстояние свыше 7 км, складывается из МСП и действующего километрового тарифа в размере 3,2 руб. за каждый километр поездки, начиная с 8-го.
  • При поездке «Город-Область», конечная стоимость складывается из МСП и действующего километрового тарифа в размере 3,2 руб. за каждый километр поездки, начиная с граничной станции. Поездка от граничной тарифицируется в зависимости от направления (в направлении города, согласно п.3, в направлении области, согласно п.4).
  • На всей территории области соблюдается принцип зеркальности. Иными словами, стоимость поездки между любыми станциями в прямом и обратном направлениях абсолютно одинакова.
  • Принцип округления конечной стоимости до рубля сохранен.

Благодаря введению нового тарифа пригородные поезда могут стать альтернативой городскому транспорту.

2. Организация транспортного узла на ст. Приволжье и ст. Филино.

На основании соглашения о взаимодействии между Правительством Ярославской области и ОАО «РЖД», принятого на совместном совещании 21 сентября 2018 года, одной из поставленных задач является организация остановочного комплекса для городского общественного транспорта около станции Приволжье. Через станции Приволжье и Филино следуют пригородные поезда по маршруту следования «Ярославль Главный – Данилов – Ярославль Главный», а также поезда проекта «Городская электричка», которыми охвачена большая часть города. Учитывая, что пригородным железнодорожным транспортом пользуются граждане, большая часть которых относится к малообеспеченным слоям населения, они совершают поездки до своих дачных участков не от вокзала Ярославль Главный, а от станций Приволжье и Филино. Для удобства жителей Ярославля необходимо рассмотреть возможность создания остановочных комплексов около данных станций и организовать транспортные узлы с согласованным графиком движения железнодорожного и наземного городского транспорта.

3. «Электричка болельщиков».

На сегодняшний день прорабатывается вопрос подвоза болельщиков к ст. Полянки (ближайшей станции от УКРК «Арена – 2000») в дни хоккейных матчей КХЛ в Ярославле. Осуществлять перевозки планируется по двум маршрутам:

  • Филино – Полянки с остановками по станциям и платформам Филино (Заволжский район), Приволжье (центральная часть города, Дзержинский район), Депо, Ярославль-Главный (Кировский и Ленинский районы), Которосль (Красноперекопский район).
  • Телищево – Полянки с остановками по станциям и платформам Липовая гора, Дунайка (Фрунзенский район), Ярославль (район Московского проспекта).

Наиболее оптимальным вариантом реализации проекта представляется запуск мультимодальных перевозок путем организации подвоза болельщиков от остановки общественного транспорта «улица Павлова», расположенной вблизи от действующих платформ ст. Полянки, до УКРК «Арена-2000» и обратно бесплатными автобусами-шаттлами.

Запуск «Электрички болельщиков» позволит в дни хоккейных матчей не только разгрузить наиболее напряжённую транспортную артерию Ярославля Московский проспект, но и сделать поездку на хоккей более комфортной и быстрой. При этом для реализации подпроекта не требуется существенных капиталовложений и модернизации инфраструктуры.

На основании вышеизложенного, необходимо рассмотреть возможность по организации подвоза болельщиков к спортивному комплексу и обратно, к железнодорожной станции Полянки силами городского общественного транспорта в дни проведения матчей Континентальной хоккейной лиги (специализированные маршруты в день проведения или изменение действующих регулярных маршрутов).

В целом реализация Программы развития городского общественного транспорта в 2020-2025 гг. позволит:

  • повысить комфорт, безопасность и доступность общественного транспорта;
  • снизить убыточность маршрутов, работающих по регулируемому тарифу стабилизация и развитие муниципальных предприятий, постепенное сокращение бюджетного финансирования общественного транспорта;
  • обеспечение оптимальной работы маршрутов общественного транспорта в части использования улично-дорожной сети в привязке к пассажирообразующим объектам и транспортно-пересадочным узлам.
12 дек 2019 10:47