Развитие крупного современного города невозможно без развития институтов гражданского общества, получения властью адекватной обратной связи от жителей города, реализации общественных инициатив и проектов, направленных на развитие эффективного взаимодействия власти и общества. В рамках развития институтов гражданского общества в г. Ярославле выбраны следующие приоритеты:
- Общественный контроль.
- Развитие органов территориального общественного самоуправления города (ТОС).
- Совершенствование межнациональных и межконфессиональных отношений на территории города.
- Поддержка деятельности некоммерческих организаций (НКО).
1. Общественный контроль
1.1.1. Цели
- Учет мнения жителей, экспертного сообщества на этапе проработки управленческих решений.
- Создание прозрачного и понятного для жителей города механизма обсуждения наиболее важных вопросов, касающихся жителей города Ярославля.
1.1.2. Возможные пути решений
- Повышение роли Общественной палаты города Ярославля, других коллегиальных органов, действующих при мэрии г. Ярославля, в том числе создаваемого Совета представителей органов территориального общественного самоуправления города, при обсуждении вопросов жизни города, затрагивающих интересы большое количества жителей.
- Передача функций по организации публичных слушаний по ключевым вопросам жизнедеятельности города Общественной палате города Ярославля.
- Реализацию проектов благоустройства дворовых территорий осуществлять на основании инициативы жителей, разработанного жителями самостоятельно эскизного проекта, а также на условиях софинансирования. Муниципальный контракт при софинансировании должен включать в себя выдачу Технического задания на рабочее проектирование с учетом предложений жителей, согласование жителями проектно-сметной документации, а также участие жителей в приемке выполненных работ.
- При реализации таких проектов как «Безопасные и качественные дороги», капитальный ремонт дорог, благоустройство общественных пространств выдача Технического задания, подготовка проектно-сметной документации (ПСД), оформление актов выполненных работ должно осуществляться с участием жителей. Процедура реализации муниципального контракта должна предусматривать такое участие в качестве обязательного.
- Формирование Схем размещения нестандартных торговых объектов (НТО), рекламных конструкций, контейнерных площадок и начало строительства объектов капитального строительства осуществлять только после проведения процедуры общественных обсуждений.
- Включение общественности в реализацию контрольных мероприятий по вопросам благоустройства - внедрение программного комплекса по аналогии с проектом «Активный гражданин» в Москве, чтобы любой неравнодушный горожанин мог фиксировать правонарушения в области благоустройства, а также иные нарушения.
2. Развитие органов территориального общественного самоуправления города
2.1 Цели
- Повышение активности жителей в управлении территориями.
- Создание эффективной системы органов территориального общественного самоуправления и ее взаимодействия с жителями и органами исполнительной власти, управляющими компаниями.
1.2.2. Возможные пути решений
- Активизировать работу по поиску активных, неравнодушных жителей и оказывать помощь в создании советов многоквартирных домов (МКД), уличных комитетов.
- Разработать меры поддержки советов МКД, в том числе обучение, систему грантов (субсидий).
- Разработать систему общественного и муниципального контроля за работой управляющих компаний.
- Создавать и поддерживать органы территориального местного самоуправления (ТОС) через:
- разработку понятной и простой нормативной базы;
- создание системы финансовой поддержки ТОС;
- выделение помещений для работы ТОС;
- встраивание ТОС в системы сбора предложений и контроля за работой власти.
- привлечение жителей к формированию городских программ по благоустройству дворовых территорий, размещения детских площадок, контейнерных площадок, омоложению и вырубке переросших деревьев, зимней и летней уборке города;
- создание постоянно действующей системы по обучению актива ТОС, распространению лучших практик.
- Создание в районах общественных советов из представителей ТОС, председателей советов МКД, других некоммерческих организаций, активных жителей.
- Создание при мэре города координационного совета по развитию и поддержке ТОС.
- Предварительное рассмотрение на заседаниях общественных советов всех наиболее важных вопросов развития районов и города.
- Работа с вышестоящими органами власти по вопросу совершенствования законодательства в сфере организации общественного самоуправления.
- Проведение серии обучающих семинаров для лидеров ТОС по вопросам законодательства в сфере организации работы органов ТОС, а также по вопросам организации работы на местах, выстраивания взаимодействия с жителями, городскими организациями.
- Изучение лучших практик работы с ТОС в России и внедрение их в Ярославле.
1.3. Совершенствование межнациональных и межконфессиональных отношений на территории города
1.3.1. Цели
- Сохранение стабильности в сфере межнациональных отношений на территории города.
- Совершенствование мер поддержки и их национально-культурных объединений, действующих на территории города.
- Реализация комплексных мер по социокультурной адаптации мигрантов, пребывающих в город.
- Разработка и реализация мероприятий по работе с молодежью в сфере межнациональной политики.
1.3.2. Возможные пути решений
- Совершенствовать работу по гармонизации межнациональных отношений на территории города Ярославля.
- Продолжить взаимодействие с региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» по проведению совместных культурно-массовых мероприятий, акций, обучающих семинаров.
- Совершенствовать систему мер финансовой, информационной, методической поддержки деятельности ЯРО ООО «Ассамблея народов России» и национально-культурных объединений города.
- Уделять особое внимание реализации проектов, направленных на социализацию мигрантов и работу с подрастающим поколением.
1.4. Поддержка деятельности некоммерческих организаций (НКО)
1.4.1. Цели
- Повышение роли некоммерческих организаций (НКО) в решении социально значимых вопросов в жизни города.
- Повышение потенциала НКО, в том числе через повышение квалификации представителей НКО.
- Повышение информированности жителей города о деятельности НКО.
1.4.2. Возможные пути решений
- Сохранение, а в перспективе увеличение, финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций города через муниципальную программу «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие казачества в городе Ярославле».
- Совершенствование механизмов имущественной, информационной поддержки НКО.
- Продолжение положительного опыта вовлечения населения города в работу по благоустройству территорий города через проекты некоммерческих организаций, таких как конкурс «Ярославль в цвету».
- Создание городского ресурсного центра для некоммерческих организаций.
- Содействие городским некоммерческим организациям в получении президентских грантов для реализации социально значимых проектов на территории города.